В предыдущей теме о посмертном восхождении души мы остановились на том, что человек оставляет в сфере Сатурна всю память о прошедшей земной жизни, а в сфере Юпитера он возвращается по времени вспять до точки своего рождения, переживая при этом сильнейшим образом все, что посеял в душах других людей. Это переживание гораздо интенсивнее, чем мы обычно переживаем что-либо в обыденности. Потому что в развоплощенном состоянии мы подобны оголенному нерву, ведь мы имеем только «органы» ощущений и переживаний и погружены в атмосферу всеобщих ощущений. Это все равно что бросить кубик соли в воду – он растворяется. Так и с исчезновением тела из минеральных субстанций мы начинаем переживать все то, что есть вокруг нас во всеобщем океане жизни и в душах связанных с нами людей.
В конце концов, все что имело направление в плотский мир, все вожделения к плотским вещам и связанные с ними мысли умирают, оставляя некую часть незапятнанной души и высоких мыслей неэгоистического характера. Эта часть человека открывает себя теперь в новом состоянии, которое мы можем назвать сферой Марса, но гораздо чаще в литературе ее сравнивают с Солнцем (оба символизируются знаком Овна). В этой сфере мы пребываем самое долгое количество лет, если отмерять время земными годами. Считается, что средний срок солнечной жизни составляет тысячу лет. Однако для нашего духа там нет времени. Там мы живем «здесь и сейчас», ощущая вечность бытия.
Солнечный мир называют дэвакханом – планом богов. В нем созревают причины всех перемен, происходящих на земле. Задача его «жителей» заключается в том, чтобы связать содержание человеческих духов, которое они вынесли из земной фазы, с мировыми причинами для новых перемен в земном бытии.
«Там все — духовно. И внутри этой духовной области есть возможность того, что мы осуществляем наши намерения, которые мы имеем в душе и которые мы не можем осуществить здесь, в земной области; или же можем осуществить здесь столь мало, что доброе — в крайнем случае — может даже привести к несчастью, а злое может привести к счастью. Ибо все это вполне реализуется и изживается согласно своей внутренней ценности и согласно своей внутренней сущности; там не может быть так, чтобы всякое доброе не имело бы результата в меру своей доброй силы и всякое злое в меру своей злой силы и притом совсем особенным образом», — пишет Р. Штейнер. Это великая тайна, которая неосознанно вошла в христианский символ веры: верующие ожидают «жизнь в будущем веке» в некоем идеальном новом мире. Однако этот мир не может возникнуть на пустом месте. Он постепенно созревает в солнечном бытии, и человек тоже участвует в его строительстве.
В солнечном мире не нужно расти никакой траве, там никакой корове не нужно также поедать эту траву, ибо никакой травы и никаких коров там нет. Но там есть прообразы всех коров и всякой травы, логосы всякого явления, как писал Платон. Человек не воспринимает в солнечном царстве то, что происходит в этот момент «внизу» на оставленной им земле, но зато он может воспринять причины происходящего, которые сами рассказывают о себе. Теперь человек может изжить идеальные побуждения беспрепятственно: здесь искренняя дружба и любовь обретают полноту. Если человек восхищался природой и любил животных, то здесь это становится частью его самого, его «телом» и «райскими условиями», а теплые отношения связывают всех в одну «семью», или духовную общину.
Сравнивая Землю с Солнцем, можно провести такую аналогию: Земля это мир воды и суши, в котором много темного, сырого, холодного, тогда как на Солнце царит только тепло и свет. Поэтому в солнечном бытии переживаются только теплые и светлые мысли и побуждения. Этому бытию в наибольшей степени принадлежит мыслящее «Я» человека, и человек как бы переживает всех существ, с которыми он связан узами любви, внутри самого себя, как нечто единое. В древности переход от земного к солнечному мыслился как прохождение души по мосту света, по радуге. Это и мост Чинват в зороастрийской мифологии, и Бифрёст в скандинавской. Естественно, по мосту, сотканному из света, может пройти только то, что не тяжелее света, что имеет точно такую же светлую природу.
Однако пребывание в солнечном мире не может длиться бесконечно потому, что идеальные побуждения человека обладают ограниченной силой и исчерпывают свой импульс. Этот импульс формирует форму нового воплощения, соответствующую заслугам и достижениям духа. И наступает момент, когда сознание как бы опустошается, как всегда бывает по завершении чего-либо. А окружающий мир столь грандиозен, что он как бы оглушает дух, и ей не остается ничего иного как двигаться в другое состояние. Можно сравнить это с потерей крыльев. Солнечный мир снаряжает человека «в дорогу» в новое земное странствие с некоей задачей, которую он продолжит выполнять для всех тех, с кем осуществил единство. Это царство наделяет его необходимой мерой удачи и жизненных сил, новыми талантами и способностями.
Скептицизм порождают те люди, которые всегда руководствуются темными замыслами и бывают в этом весьма успешны. Кажется, будто они опровергают все представления о воздаянии и т. п. Давайте мысленно проведем таких людей через посмертие. Вот они завершают свой срок в сфере Юпитера и должны бы войти в солнечное царство, но что в них есть для того, чтобы совершить это? Что же тогда им остается? Они просто минуют солнечную сферу и сразу вступают в поток, ведущий к новому рождению на земле. И снова мы видим их на сцене общества в той же роли! Руководящий солнечный мир пытается воздействовать на такие личности путем сохранившихся связей с другими людьми. Ведь не живут же они в вакууме? У них есть обычно и семьи, и партнеры, и враги, и жертвы, которые проходят через солнечный мир и частично несут обязательство выправить и наших темных сограждан. Однако если такая межличностная коррекция становится невозможной, происходит великая неудача – духовный источник сознания отсекает связь с земной личностью и та после смерти распадается, как и положено распасться всему тому, что лишено света.
Солнечная сфера является не только доброй, но и суровой в преследовании всеобщего блага, она не стремится обслуживать кого-то индивидуально. Она регулирует такие мировые процессы как изменение климата, возникновение новых видов флоры и фауны, а также и их вымирание. Удивительно ведь не только то, что все земные условия специально созданы для жизни: расстояние Земли от Солнца, степень тепла и освещенности, наличие воды и кислорода наряду с участками суши; удивительно и то, что биологический человек при всей своей слабости не сосуществует, например, с динозаврами. Но относительно человечества действуют те же принципы. Если ты сознательно злонамеренно дымишь на ближних ядовитым дымом или отравил воду в реке отбросами завода, не поместит ли тебя мир в следующий раз внутрь газовой камеры или на помойку? А если все люди в целом так поступают и одолевают Землю, разве мир не предоставит нам задохнуться в собственном дерьме или не избавится от нас путем катаклизма и нового ледникового периода? Почему самый надежный пароход «Титаник» натыкается в открытом океане (!) на кусок льда и тонет? Почему взрывается «Челленджер» и чернобыльская АЭС? Почему тонет подлодка «Курск»?
Как смешны возгласы, что нет ни «Бога», ни справедливости. Вера и знание стали в наш век двумя сторонами одной фальшивой монеты. Но вдумчивый разум, непредвзято и широко рассматривающий деяния космоса, снова и снова приходит к истине, питающей древние религии и законы, требующие сознательной личной и коллективной ответственности за жизнь.
В Солнечной сфере дух человека уже вступил в т. н. «зону созидания», простирающуюся через созвездия Овна, Тельца, Близнецов и Рака. Это означает, что уже в Солнечной сфере Овна дух начал свой путь к очередному земному воплощению. Проходя через «зону созидания», дух вновь облачается в несколько «одежд». Новые умственные способности складываются уже на стадии Овна, равно как и связи с особыми Духами (логосами), которые создадут форму человека. Можно сказать, что Духи Солнечной сферы в первую очередь работают над улучшением человека, его формы и способностей. Они имеют сродство к Сатурну, а потому и к карме. Высокие Духи, курирующие временные циклы развития всего человечества и цивилизации примеряются к сообществам духов, чтобы назначить им подходящие места рождения. Поэтому одни рождаются в дикой местности, среди отсталых племен, имея мало возможностей к прогрессу, другие наоборот. Одни люди имеют возможность заниматься искусствами, либо математикой, либо путешествовать и открывать новое, либо изобрести что-либо и разбогатеть, а другие таких шансов от окружения не получают.