"... для утверждения Закона
из века в век Я рождаюсь."
Бхагават Гита

Саи Рам!

Однажды я пыталась объяснить своему знакомому что такое "дхарма". Он слушал внимательно, потом радостно воскликнул: "Понял! Что не Карма — то Дхарма!" Можно сказать и так.

Саи Баба разъясняет: "Путь дхармы — это путь праведности, обеспечивающий внутреннюю чистоту и гармонию. Какой бы образ жизни вы ни вели, чем бы ни занимались, вы не должны нарушать нормы пристойности и хорошего вкуса; должны слушать свой вутренний голос, не обманывая себя, быть готовым в любое время воспринять его указания... Необходимо быть все время бдительным, чтобы разглядеть истину среди всего мерцающего многообразия мира. Это ваш прямой долг, ваша дхарма. "

Очень важна в различении правильности поступков — совесть. В прошлых жизнях мы много раз ошибались, совершали невозможные поступки, были наказаны за них... Весь наш жизненный опыт за множество жизней; итог, которого мы достигли — наша совесть.

Однако, бывают ситуации, когда мы в растерянности: как не ошибиться? Как поступить правильно? — Все беседы Саи Бабы об этом, о том как поступать в любой жизненной ситуации. И читая его наставления, знаешь на несколько шагов вперед: что делать, чтобы не нарушать Божественные Законы.

Конечно, изучать беседы Аватара, тратить время на постижение Дхармы кому-то покажется долгим. Все мы хотим быстрых результатов. Может быть по этому поводу, Саи рассказывает притчу:

"В Бенаресе жил доктор, который 5 минут утром и 5 минут вечером предавался медитации на Бога. Его коллеги и друзья смеялись над этой странной причудой, и как-то раз стали доказывать ему, что он зря тратит драгоценные десять минут на то, во что верят, подавшись заблуждению. Доктор ответил: "Хорошо, если Бога нет, я согласен, что трачу десять минут в день впустую, Ну а если Бог существует? Я боюсь, что тогда вы проводите впустую всю свою жизнь. Я предпочитаю потратить зря десять минут в день, чем целую жизнь. "

Очень важный момент: Аватар говорит, что наивысшая Дхарма — постигать и видеть в окружающем Брахмана. То есть получать освобождение — не мечты и не выбранный нами тяжелый труд, а наш долг перед Богом, наша обязанность. "... объективные предписания Дхармы, относящиеся к мирской деятельности и ежедневной жизни, несмотря на их важность в соответствующей области, должны быть дополнены исчерпывающим знанием и осознанием внутренней основополагающей Атмадхармы; тогда внутренние и внешние побуждения смогут содействовать друг другу и привести к блаженству гармоничного прогресса. "

Впрочем, если говорить об освобождении, то большую роль в этом играет садхана и милость Бога. За что Бог дает милость? За праведность, чистоту сердца, любовь и служение людям.

Если спросите: "Освобождение — понятно. А при чем тут нравственность? ", Алиса Бейли объясняет, что для достижения цели, воля к добру должна опуститься ниже порога сознания, т. е. стать автоматической; иначе — на высших ступенях развития добро делают "по привычке", без участия разума.

"Искать Брахмана, не сделав прежде свою жизнь нравственной и добродетельной, это все равно, что пытаться зажечь огонь, не имея ни лампы, ни фитиля, ни масла! Сначала соберите все это, а потом зажигайте огонь и получайте свет. То же самое относится и к свету реализации Брахмана (Брахмаджняне)." (Саи Баба)

В чем же значение Дхармы в наше время? Какова ее роль для каждого из нас?

"Дхарма — это основание для благосостояния человечества, это истина, которая неизменна во все времена. Когда Дхарме не удается преобразовать человеческую жизнь, мир поражается мучением и страхом и страдает от бурных революций. "

"Человек должен посвятить себя Дхарме и всегда действовать согласно Дхарме так, чтобы он сам мог жить в мире, и чтобы весь мир мог наслаждаться миром. "

"Соблюдение Дхармы — это признак человека. "

Саи Рам